На просторах интернета часто возникают дискуссии о количестве времени, в течение которого можно выучить английский язык. Участники этих споров прибегают к различным аргументам. Неизменным остается лишь одно — убежденность отдельных людей в том, что разговорным английским можно овладеть за несколько занятий. Сторонники экспресс-подхода к изучению иностранных языков полагают, что существует некая система и любой человек, следуя ей, сможет свободно изъясняться на желаемом наречии. Скептики уверены в обратном — изучение английского языка требует системного подхода и занятий с персональным преподавателем на протяжении нескольких лет. Выясним, какой подход оказывается более продуктивным за пределами форумов и социальных сетей.

Особенности изучения иностранных языков

Лингвисты и преподаватели языковых школ дают разные оценки временному интервалу, который позволит человеку выучить английский при отсутствии базовых знаний. Кто-то утверждает, что для этого потребуются годы, кто-то берется обучить ребенка или взрослого за несколько месяцев. Неоднозначность профессиональных оценок подкрепляется рекламой, которая обещает «английский с нуля за три занятия» и другие чудеса.

Подобные заявления — плохо скрываемый обман. Английский включает в себя сотни тысяч лексем, носители языка активно употребляют до двадцати тысяч слов, а их пассивный словарный запас еще в разы больше. Можно ли запомнить столь значительное количество информации — без учета правил грамматики — в течение нескольких часов? Нет. Поэтому покупка курса по уникальной (секретной, шпионской, инопланетной) методике окажется напрасной тратой денег.

В 2018 году аспиранты УрГЭУ-СИНХ проводили опросы среди преподавателей московских университетов. Специалистам факультетов иностранных языков был задан вопрос об оптимальных сроках изучения английского при отсутствии у потенциального студента базовой подготовки. Авторы исследования получили следующие результаты:

  • от полутора до двух лет — 27% респондентов;
  • от двух до трех лет — 39% респондентов;
  • от трех до пяти лет — 21% респондентов;
  • свыше пяти лет — 9% респондентов.

Оставшиеся 4% ответов распределились между вариантами «от полугода до полутора лет» и «английский язык необходимо изучать в течение всей жизни».

Многие преподаватели скептически относятся к формулировке «выучить язык», поскольку это недостижимая задача. Английский можно изучать десятилетиями и использовать полученные знания для общения. Каждый язык обладает сотнями тысяч специфических терминов, значение которых неведомо 95% носителей. Выражение «ни зги не видно» слышали почти все люди, говорящие по-русски. Но значительная часть русскоговорящего населения Земли не сможет дать определение зге — кольцу дуги, через которое продевалась конская узда в санях. Подобные лексемы есть и в английском языке. Речь англичан постоянно наполняется новыми словами и понятиями из-за стремительного развития технологий, медицины, химии, физики. Словарный запас нации динамичен — из него исчезают устаревшие словоформы и добавляются новые термины. Поэтому уместно говорить об изучении языков, а не о стремлении выучить их.

Ускоренные языковые курсы

Методика форсированного изучения языка не всегда бесполезна. Ускоренный курс может дать человеку базовый словарный запас и общее представление об истинном объеме необходимых для уверенного общения с иностранцами знаний. Но подобные формы обучения английскому таят в себе определенную опасность. Взрослые или дети, которым не удалось овладеть языком за отведенный срок, теряют уверенность в собственных силах. Так появляются десятки и сотни тысяч людей, считающих себя неспособными к изучению иностранных языков.

Важной особенностью ускоренных языковых курсов остается кратковременность достигнутого эффекта. Обычно человек примерно представляет, сколько информации он сможет усвоить за определенный промежуток времени. При интенсивном изучении языка количество данных, которые необходимо запомнить ребенку или взрослому, многократно возрастает. Полученные подобным образом знания не откладываются в долгосрочной памяти.

Несколько лет назад в социальных сетях появлялись описания «новой» методики, посредством которой можно выучить любой язык за считанные дни. За яркой рекламой скрывались попытки воздействия на подсознание человека посредством принципа сублиминальной рекламы (25-го кадра). Многочисленные исследования в лабораторных условиях доказали неэффективность встраивания дополнительных фрагментов в стандартный видеоряд. Неврологам и психологам не удалось зафиксировать какого-либо воздействия продемонстрированных добровольцам видеоматериалов на подсознание.

Некоторые люди, стремящиеся к расширению собственных познаний в английском языке, становятся участниками интенсивных курсов. Интенсив — специфическая и очень выматывающая форма погружения в языковую среду. За полтора или два десятка занятий преподаватель помогает аудитории восполнить незначительные пробелы в приобретенных ранее знаниях. Часто этого оказывается достаточно для общения на профессиональные темы, прохождения собеседования или участия в переговорах с иностранными партнерами. Стоит ли подобный кратковременный эффект затраченных усилий? Каждому предстоит самостоятельно ответить на поставленный вопрос.

Сколько времени стоит уделять изучению языка

Продолжительность учебного курса зависит от того, на каком уровне человек желает овладеть английским. Преподаватели лингвистических школ и центров рекомендуют ориентироваться на Intermediate (B1) всем детям и взрослым, не обладающим базовыми представлениями о языке. Систематические занятия позволят достичь этой цели за полтора или два года. Знания Intermediate-уровня станут хорошей основой для подготовки к вступительным экзаменам в российские университеты, собеседованиям в представительствах иностранных компаний или переездам в англоговорящую страну.

При обсуждении сроков изучения английского языка следует учитывать возраст потенциального студента — по мере взросления человека когнитивные способности постепенно снижаются. Простой пример: ребенок овладевает разговорной формой родного языка к 3–4 годам. Сможет ли взрослый изучить английский на аналогичном уровне за схожий временной интервал? Нет, поскольку к пятилетнему возрасту человек утрачивает повышенную способность к восприятию любых языков. Взрослым приходится прикладывать большее количество усилий для запоминания новых слов, правил построения предложений, фонетических норм.

Рассмотренный кейс показателен в ином разрезе. Некоторых дошкольников взрослые называют развитыми не по годам. Эта характеристика часто применяется к детям, которые могут последовательно выражать свои мысли, обладают обширным словарным запасом и высоким уровнем эрудиции. Свидетельствует ли это о гениальности ребенка? Нет, но мы можем с уверенностью говорить о том, что родители уделяют значительное количество времени развитию своего сына или дочери. Взрослые создают условия для реализации потенциала, которым обладает каждый ребенок. Высокие когнитивные способности и интерес малышей к окружающему миру воплощаются в осязаемых достижениях.

Аналогичным образом сочетание целеустремленности и условий для хорошей подготовки работает при изучении языков взрослыми. Выбор квалифицированного преподавателя и правильная постановка задачи позволят вам сократить временные затраты на достижение желаемого уровня владения английским. Оценка этого параметра выполняется по двум классификациям — Британского совета и CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Основная информация об этих шкалах представлена в таблице.

Ступень подготовкиУровень владения языкомКомпетенции
Начальная A1 — Beginner Базовый словарный запас, понимание коротких фраз
Начальная A2 — Pre-Intermediate Чтение диалогов, знание основ грамматики, прохождение аудирований начального уровня
Средняя B1 — Intermediate Беглое говорение, участие в дискуссиях с носителем языка в рамках изученных тем
Средняя B2 — Upper-Intermediate Уверенное изложение мыслей в устной или письменной речи по любой теме, правильное произношение любых слов
Продвинутая C1 — Advanced Свободное владение языком, отсутствие грамматических и стилистических ошибок в устной и письменной речи, произношение слов без выраженного акцента
Продвинутая C2 — Proficiency Общение на уровне носителя языка, глубокие знания грамматики и стилистики, возможность преподавания языка в англоговорящей стране

Выше упоминалось, что достижение Intermediate-уровня станет возможным при систематических занятиях в течение двух лет. Преодоление каждой из трех ступеней займет 7-8 месяцев при посещении индивидуальных или групповых уроков детьми и взрослыми. Занятия в коллективе не следует считать менее эффективными. Но скорость усвоения материала людьми разнится, а преподаватель всегда ориентируется на темп более слабых учеников. Поэтому преодоление каждой ступени в таком формате потребует большего количества времени (на 10-15%).

Рекомендации по изучению языка

Детям и взрослым, стремящимся к достижению определенного уровня владения английским, не следует отчаиваться при отсутствии быстрого прогресса. Посещение ускоренных курсов или применение «уникальных» методик может оказать существенное влияние на вашу уверенность в себе. Помните: вы всего лишь выбрали не самый подходящий метод изучения английского языка.

Скорость вашего прогресса зависит не только от выбранного курса и преподавателя. Значительный вклад в итоговый успех вносят самостоятельные занятия и интерес к изучаемому материалу. Регулярная практика, общение с иностранцами, чтение новостей и книг на английском ускорят достижение необходимого уровня владения языком.

Не забывайте о постоянном расширении своего словарного запаса. Ребенок с легкостью выучит 20-30 новых слов за день. Взрослые могут использовать классическую стратегию — запоминать по 10 лексем ежедневно. За год регулярных занятий ваш словарный запас достигнет 2500-3000 слов. Их хватит для понимания 90-95% процентов неадаптированных текстов и 80-85% речи носителей языка.

Многие преподаватели рассказывают своим ученикам о тысяче часов, которые необходимы для базового изучения иностранного языка. Это значения соответствует приведенным выше данным о двух годах занятий для достижения Intermediate-уровня владения английским. Помните, что любые временные оценки базируются на предположении о том, что взрослые и дети проявляют должное усердие, не пропускают занятия с преподавателем, и работают над изучением языка в свободное время.

Тысяча часов занятий позволит вам свободного общаться на любые бытовые темы, смотреть оригиналы фильмов или сериалов, читать художественные тексты. Освоение научной или профессиональной лексики потребует дополнительного времени.

Заключение

В статье мы дали развернутый ответ на вопрос о том, за сколько можно выучить английский язык. Сроки освоения необходимой лексики и грамматики ребенком или взрослым зависят от нескольких факторов:

  • выбранного формата обучения;
  • базового уровня знаний;
  • интенсивности прилагаемых усилий;
  • компетенций преподавателя.

Существенное влияние на продолжительность обучения человека оказывает поставленная цель. Подготовка к TOEFL или IELTS часто проводится в ускоренном режиме, поскольку участвующие в ней студенты обладают высоким уровнем базовых знаний. Изучение специфических профессиональных тем может потребовать от человека нескольких месяцев напряженной работы. Путь от уровня A1 до С2 займет годы.

Следует помнить о том, что любые знания — даже самого высокого уровня — нуждаются в периодическом обновлении. Английский язык нельзя рассматривать как статичное явление. Он постоянно развивается и обновляется. Общение с англичанами или американцами, изучение прессы или статей на общие темы — эффективный способ актуализации лингвистических познаний взрослых и детей.

Перед началом обучения полезно провести индивидуальную консультацию с преподавателем. В ходе общения вы сможете рассказать будущему наставнику о поставленной цели, предыдущем опыте изучения английского и достигнутых результатах. Эти сведения окажутся полезными при планировании учебного курса, домашних заданий и дополнительных активностей — встреч с носителями языка, просмотра обучающих видео, прослушивания аудиоматериалов.s