Какое количество слов следует запомнить детям и взрослым для уверенного общения с носителями английского языка и чтения неадаптированных текстов? Активный словарный запас жителей Великобритании достигает двадцати тысяч лексических единиц (пассивный — сорока тысяч, «Оксфордский словарь» содержит более ста семидесяти тысяч слов). Реально ли выучить такое количество лексем обычному человеку, лишенному феноменальной памяти? Вряд ли, но не стоит огорчаться. Британский лексикограф Сьюзи Дент утверждает, что иностранцы смогут понимать 95% самых сложных текстов и разговорной речи при знании трех тысяч наиболее употребляемых английских слов.

Способы запоминания английских слов

Школьные учителя и университетские преподаватели редко рассказывают аудитории о методах запоминания англоязычных лексем. Значительная часть учеников и студентов осваивает новые слова методом заучивания. Продуктивность такой техники остается невысокой: редкому человеку удается быстро вспомнить нужный термин при переводе текста или общении с иностранцем.

Последние десятилетия стали периодом лингвистических экспериментов. Ученые и преподаватели из разных стран активно предлагали собственные подходы к изучению иностранных языков. Краткие характеристики распространенных методов запоминания английских слов представлены в таблице.

Техника Описание
Графическое повторение Лексема и ее перевод несколько десятков раз подряд записываются ребенком или взрослым на листке бумаги. Вариация техники заучивания со сравнительно невысокой эффективностью
Метод ярлыков Предметы обстановки снабжаются стикерами с названием на английском языке. Способ востребован при изучении тем, связанных с бытом, интерьером, дизайном, но бесполезен во время работы со специфическими терминами
Смысловая группировка Изучаемые лексемы группируются по какому-либо признаку: части речи, названию животных, сортам цветов. Относительно распространенный вариант стандартной схемы заучивания слов
Этимологический метод Слова, которые предстоит запомнить, объединяются в несколько предложений. Человек запоминает эти фразы и их перевод на русский язык
Аудиальный подход Интернет-сервисы позволяют прослушивать отдельные слова или готовые фразы на английском языке. Суть метода заключается в многократном повторении изучаемой лексемы вместе с роботом
Мнемотехника Слова запоминаются на основании ассоциативного ряда, создаваемого человеком самостоятельно. Ассоциации могут выражаться в семантических и визуальных образах

Мнемонические словари обрели популярность сравнительно недавно. Преподаватели активно рекомендуют эту технику запоминания английских слов своим ученикам. Продуктивность изучения иностранных языков с помощью мнемотехники подтверждена университетскими исследованиями и опытом языковых центров.

Принципы создания мнемонического словаря

Запоминание слов с помощью мнемонической ассоциации — длительный процесс. Первые сессии потребуют значительного количества времени, но по мере изучения этой техники люди создавать ассоциативные ряды получается все быстрее. Базовая схема включает несколько этапов:

  1. Формирование визуальных образов. Их количество определяется каждым человеком самостоятельно, поскольку один элемент может быть основой для длинного ассоциативного ряда.
  2. Выбор слов, которые следует запомнить.
  3. Создание образов для каждого слова. Пример: amber — янтарь — актриса Эмбер Херд (часто появляется на публике с окрашенными в янтарный цвет волосами, обладает созвучным с минералом именем).
  4. Объединение визуальных образов и ассоциативного ряда. Пример: на карточку с надписью amber помещается фото Эмбер Херд.
  5. Проверка устойчивости созданных ассоциаций. Реакция на каждую карточку и визуальный материал должна быть быстрой и однозначной.
  6. Корректировка фонетики. Произношение английского слова и визуальной ассоциации могут не совпадать.
  7. Запоминание текущей подборки слов.

Человеку, изучающему английский язык, необходимо проводить систематическую самопроверку знаний. Повторный просмотр карточек с изученными словами позволит укрепить ассоциативные связи в памяти. Часто мозг ребенка или взрослого продуцирует новые ассоциативные ряды на подсознательном уровне, объединяя ранее изученный материал со свежими данными.

Вместо послесловия

Изучение английского языка с помощью мнемотехники потребует усердия от ребенка или взрослого. Количество слов, которые можно запомнить посредством ассоциативного ряда, ограничено только объемом свободного времени у учеников или студентов. Постепенное дополнение визуальных образов новыми элементами позволит активно расширять словарный запас в рамках любой темы.